«Из-за строгих правил в школе ребенок захотел все взорвать». Так ли это?

Идеальный макияж без эффекта маски
10 часов назад
Канадская технология выращивания грибов в домашних условиях! Оплата при получении на почте!
10 часов назад

18-летний выпускник православной средней школы имени Варлаама в Серпухове 13 декабря взорвал бомбу у ее дверей. В сети было обсуждение, что причиной стал строгий устав гимназии. О том, как запреты в образовательном учреждении сказываются на психике подростка, мы поговорили с психологом Екатериной Бурмистровой.

— Во-первых, сейчас подобная ситуация может случиться в каждой средней школе, в каждом городе и почти в каждой стране. Источником такой модели поведения являются СМИ. Сборка взрывчатки и автомата — это не то, что может придумать ребенок, это то, что он где-то видел. И от реальности здесь не спрячешься, ни в православных, ни в светских гимназиях.

Во-вторых, нельзя исключить риск психического заболевания у того, кто совершает такие действия. Болезнь могла бы созревать в течение длительного периода времени, проявляться более мягко — и, наконец, проявиться в полную силу. От этого не застрахован никто, будь то мусульмане, православные или атеисты.

В-третьих, сложности в семейных отношениях могут стать дополнительной провокацией.

В-четвертых, а иногда и в-третьих, это среда: обстановка в классе, отношения между учениками, проблемы с моббингом, отношения с учителями.

Это может произойти, когда ваш подросток оказывается в сложной школьной среде. Но речь идет не только о православных гимназиях, а вообще об учреждениях, где есть структура с жесткой системой правил и где не учитывается эмоциональное состояние ребенка. Так человек видит вокруг себя скованность и эта скованность провоцирует его поведение в стрессовой ситуации.

« Воспитанник таких учебных заведений растет в конфликте »

Правила гимназии имени Варлаама Серпухова действительно строгие и не соответствуют современным представлениям о том, как общаться с подростком. Такие установки могут дополнительно воздействовать на их психику и провоцировать конфликты, особенно если система ценностей в школе отличается от пропагандируемой окружающим миром.

Ребенок вырастает в этом конфликте, когда он входит в такую ​​структуру. Есть черти помягче, есть пожестче. То, что представлено на сайте конкретной неполной средней школы, является более радикальной версией.

Но семья, отдавая ребенка в такую ​​гимназию, выбирает именно это: строгость, четкие правила и защиту от внешнего мира, который «лежит в плохом» и представляет угрозу.

Таким образом, может возникнуть двоемыслие и скрытый конфликт.

После окончания учебы в контакте с другими людьми и отношениями у студентов может возникнуть кризис: они просто начнут переосмысливать свою систему ценностей – ведь изначально они были лояльны к требованиям своей гимназии.

Вторая возможность заключается в том, что такой конфликт возник во время учебы, и тогда стресс накапливался быстрее. В случае вспышки выпускник не выбрал место, где собирались потенциально вредные люди — например, учителя. С моей точки зрения, у него не было неприязни к конкретному человеку, он хотел разрушить систему. И эта точка указывает либо на очень сильное нарушение, либо на психический дисбаланс — возможно, на психическое заболевание.

Только в этом контексте можно говорить о конкретных правилах, действующих в данной средней школе. Этот случай нельзя рассматривать как историю о том, как какие-то монстры пишут страницу, а ребенок пытается все это взорвать.

«Не допускаются яркие обложки на дневниках, не рекомендуются короткие стрижки»

Эти принципы показывают, как организаторы хотят, чтобы учащиеся чувствовали себя хорошо и делали все возможное, и, возможно, очень помогли. Но эта нестандартная и очень большая разница может быть легкомысленной для незрелой психики.

Первый и основной принцип гимназиста ул. Варлаам из Серпухова — это цитата из Евангелия, где Христос цитирует известный текст из Ветхого Завета:

Муж бросил пить! Легкий способ убрать алкоголизм на дому
6 часов назад
Суставы болят не от старости. Боль уйдет, а суставы станут как в 18
10 часов назад

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим». И: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф 22:37-39).

Любовь к Богу — это внутренняя работа, которая может занять всю жизнь. Вот и получается, что вера подменяется вопросом дисциплины, и люди действительно считают, что это правильный путь. Слова Евангелия — абсолютно верные, с чем мы не спорим — они перенесли в правило.

А когда вера превращается в правило, она становится непроизвольной. И трагедия в том, что люди, которые делают эти карты, действительно верят, что они правы. Они верят, что благодаря им дети вырастут верующими.

Фото: ДИМИТАР ДИЛКОФФ / AFP

Многие принципы этого устава на самом деле аналогичны принципам монастыря:

  • Каждое занятие начинается и заканчивается молитвой.
  • Общие посещения храма и занятия в средней школе являются обязательными для всех учащихся.
  • Утренняя, дневная и вечерняя трапезы проходят в тишине и внимательном прослушивании заданных чтений.
  • В присутствии других людей следует сидеть прямо, не класть руки на стол, не барабанить пальцами по столу, ничем другим не играть, а внимательно слушать собеседника.
  • Не откидываться на спинку стула, не качаться в кресле, не класть ногу на стол, не охать и не вздыхать, не потягиваться и не зевать, не смотреть на ногти и не махать руками во время разговора, а держать их на коленях.

В уставе есть требования, которые более-менее объясняют, как люди понимали веру. А есть требования, которые необоснованны. Например:

  • Яркие обложки нельзя использовать для дневников и тетрадей в младших классах средней школы.

Конечно, организаторы хотят стилистического единообразия и не учитывают окружающий мир и то, что, например, яркие обложки могут быть красивыми. Это очень печально.

Запрет ярких обложек не является ни правилом безопасности, ни правилом веры. Если у вас не может быть ярких обложек, у вас не может быть ничего другого, что тоже весело и ярко.

  • Девушкам не разрешается носить брюки, шорты, макияж, украшения, волосы должны быть в порядке, короткие стрижки не желательны.
  • Не допускаются предметы с яркой символикой.

В основном, если упрощать, правила сводятся к тому, чтобы не быть современным подростком. За этим стоит глубокое оправдание: мир во зле, детей надо спасать. Я не говорю, что это плохо, это отношение, основная цель которого защитить вас от мира: от кричащих обложек, от «сатанинской» музыки, от плохих фильмов, от всего. И это считается очень большим благом.

Я не призываю верующих христиан быть равнодушными к воспитанию своих детей и некритически воспринимать все, что несет современная культура. Но мне кажется, что эта концепция спасения в итоге делает человека уязвимым.

По мере того, как ваш ребенок растет, он постепенно привыкает к тому, как он функционирует, и становится более устойчивым.

Однако здесь социальная адаптация может быть затруднена. Человек уходит в мир, который он считал злым, и с этим ничего нельзя поделать, ему ничего не дали — система под него адаптировалась.

Это очень глубокая проблема разного понимания благополучия ребенка. Система образования понимает добро по-своему, а на практике оказывается иначе, в частности наоборот.

« С учениками нужно вести диалог »

С моей точки зрения, православное образование, чтобы не прибегать к внешним средствам сдерживания и контроля, должно искать более гармоничные способы адаптации современной культуры: это открытая модель, в которой все современное — от рисунков на футболках до ярких обложки в дневниках — не объявляется опасным.

Необходимо вести диалог с воспитанниками и формировать их позицию не запретами, а разъяснением на каждом этапе развития ребенка.

Правила православной гимназии будут явно отличаться от правил массовых школ, и это нормально. Было бы, однако, хорошо, если бы это «различие» не было столь резким и если бы внешние начала не заменяли трудный и долгий процесс развития внутренних качеств современного христианина.

Этот трагический эпизод, который, повторяю, мог произойти в любом учебном заведении, может побудить православную общественность к поиску новых, может быть, более адекватных педагогических контуров для православных учебных заведений.

Витрина летних платьев больших размеров за 147 руб
10 часов назад
Идеальный макияж без эффекта маски
9 часов назад

Читайте также