

До середины ХХ века общество не придавало большого значения роли матери в жизни новорожденного ребенка. Считалось, что сильные эмоции ребенка по отношению к матери и плач в ее отсутствие были лишь проявлением естественного страха лишить его источника пищи. Так было нормой, например, отдавать детей в ясли с младенчества.
В 1960-х годах слово «привязанность» получило новый смысл благодаря английскому психиатру Джону Боулби. Его исследования показали, что особая и очень важная связь создается между ребенком и матерью — или другим человеком, который заботится о нем / ней — с момента рождения ребенка. Это отношения привязанности — глубокая эмоциональная связь между родителем и ребенком. Они являются основой будущей уверенности ребенка в себе, здоровой самооценки и, прежде всего, способности доверять, открываться и быть рядом с другими.
От того, насколько у ребенка разовьется здоровая привязанность к своему «основному взрослому», во многом будет зависеть качество его будущих отношений на протяжении всей его жизни.
В этой статье я как родитель обсуждаю ключевые этапы развития отношений привязанности и то, что родитель может сделать, чтобы помочь ребенку хорошо развиваться.
От рождения до года: этап соединения с родителем
Формирование привязанности к родителям начинается с появлением ребенка на свет. Лучшее время для общения с ребенком – это первый день его жизни. Для родителей важно в этот первый день как можно больше времени проводить с малышом, обнимая его, прикасаясь к нему, устанавливая зрительный контакт. Стадия привязки заканчивается в 9-12-месячном возрасте, когда малыш отделяется от матери и начинает активно передвигаться самостоятельно.
В своей книге «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка» Людмилы Петрановской она обращает внимание молодых родителей на следующие вопросы:
1. Донашивание ребенка
На протяжении первого года жизни контакт кожа к коже с матерью чрезвычайно важен для ребенка. В первые три месяца после рождения малышу рекомендуется проводить максимальное количество времени на руках у матери: Петрановская называет этот этап своей жизни «донорством».
2. Умиление
Не сдерживайте в себе и близких желание «блуртуть» и баловать своего малыша, трогать его, пригивать какой он милый и симпатичный. Эти ласковые слова и нежность заставляют ребенка почувствовать, что мир рад ему, что он хороший и любимый сам по себе — просто за то, что он есть. Именно в это время малыш закладывает фундамент будущей уверенности в себе. Наполненный чувством своей безусловной ценности, во взрослом возрасте он сможет принимать критику без травм и будет меньше зависеть от похвалы и одобрения других.
3. «Оперативная реакция»
Следующая цель этого этапа – выработать у ребенка доверие к своему «главному взрослому». Важно реагировать на плач вашего ребенка, откликаться на его потребность в помощи или контакте и держать его на руках. Плач — единственный способ для ребенка сигнализировать о дискомфорте или необходимости в чем-то. Реагируя на них и приходя им на помощь, вы снова и снова даете ребенку понять, что он в безопасности. Если плач вашего ребенка не поддается контролю, это создает чувство беспомощности. Во взрослом возрасте переходит в недоверие к близким, в привычку полагаться только на себя – формирует так называемую модель «избегающей» привязанности.
От года до трех лет: этап отделения от родителя
До 1 года ребенок способен достаточно активно передвигаться самостоятельно. На данном этапе его главная задача — исследовать мир за пределами маминых объятий. Задача родителей состоит в том, чтобы создать ребенку безопасную среду для исследования.
В этот период родителям важно соблюдать следующие моменты:
1. Мама – «безопасная база»
Поскольку ребенок только начинает делать свои первые шаги вдали от матери, все же важно, чтобы он или она чувствовали надежную связь, которая установилась в первый год жизни. Мать — или любой другой «крупный взрослый» — теперь становится «базой», к которой она возвращается после каждого исследовательского путешествия. В случае экстренной ситуации важно, чтобы «база» всегда была под рукой, то есть рядом должна была находиться мама. Поэтому не стоит отдавать ребенка в детский сад, пока не пройден этот этап. В противном случае может образоваться так называемая Тревожная модель привязанности: в будущем он будет бояться, что его любимый человек не в трудную минуту, а в отношениях у него будет сильный страх разлуки.
2. Воспитатель как родитель
Однако, если обстоятельства вынуждают отдать ребенка в детский сад до трехлетнего возраста. Постарайтесь выбрать тот, где воспитатель может стать новой «безопасной базой» вашего ребенка. Это должен быть постоянный человек, который сможет уделить внимание ребенку, чтобы сформировать с ним привязанность. Людмила Петрановская рекомендует выбирать место с низкой текучестью кадров, где люди не меняются каждые несколько месяцев, а также место с минимальным количеством детей в группах.
3. «Мама-жилетка»
В процессе завоевания мира ваш ребенок много раз потерпит неудачу, не раз испугается, испытает обиду, боль и бессилие. Чтобы научиться справляться с этими чувствами и продолжать свои «вылазки» из маминых объятий, ей нужна ваша мягкая игрушка. Создайте среду, в которой ребенок может оплакивать неудачи, а затем двигаться дальше. Не бойтесь баловать его. Не заставляйте мальчиков плакать. Запрещать им плакать нехорошо для них — это только помогает им стать взрослыми, которые будут замораживать свои чувства, что приведет к ранним сердечным приступам во взрослой жизни. С другой стороны, дети, которым позволяют рано выплакать свои сожаления, вырастают во взрослых со стрессоустойчивой, гибкой психикой, способной обратиться за помощью в случае необходимости.
От трех до шести лет: этап отношений с миром
До трех лет ребенок более или менее ориентируется в окружающем мире и начинает осваивать новый способ отношения к людям. Этот этап часто называют «стадией независимости».


Завязываются первые дружеские отношения и возникают первые конфликты. Ребенок строит свои первые отношения вне семьи, но все еще имеет сильную связь и зависимость от своих «главных взрослых».
На этом этапе задача родителей состоит в том, чтобы поддержать своего ребенка и обеспечить ему наилучшую эмоциональную среду.
На что стоит обратить внимание?
1. Личные границы ребенка
Примерно в возрасте трех лет ребенок впервые осознает, что он отделен от матери и что его желания и потребности могут не совпадать с материнскими. Поэтому в этом возрасте дети часто конфликтуют. Бесконечно говоря вам «нет», они учатся отстаивать свои личные границы. Задача родителя – сохранить зрелость и силу в этих ссорах и по возможности не слишком нервничать. Не пытайтесь прервать спор такими угрозами, как «если будешь плохо себя вести, я отправлю тебя в детский дом» или «отдам соседу». Вместо этого дайте ребенку попробовать разные пути выхода из конфликта: где-то с компромиссом, где-то со строгим набором правил. Но больше всего ребенок должен понять, что ваше чувство сильнее любого конфликта и остается прежним даже после ссоры.
2. «Погода в доме»
На этапе самостоятельности дети становятся особенно ранимыми и восприимчивыми к эмоциональному климату в семье. В этом возрасте труднее всего пережить скандалы, разводы и потерю родителей. Такая травма также может привести к развитию «тревожного» паттерна привязанности. Поэтому лучшее, что вы можете сделать для своего малыша в эти годы, — это поддерживать в доме настолько хорошую «погоду», насколько позволяют ваши условия. Ему хватает забот и вне дома.
С шести до двенадцати лет: этап сближения и отдаления
На этом этапе ребенок учится управлять отношениями и дистанцией: приближаться к семье, когда ему нужна поддержка, и дистанцироваться, когда пора заняться своими делами во внешнем мире. Эта способность имеет решающее значение для построения его будущих взрослых отношений.
Чтобы этот заключительный этап формирования привязанности был благополучно завершен, родители должны предоставить ребенку возможности для общения и разделения. А для этого нужно уметь сочетать, казалось бы, противоречивые вещи:
1. Избегать гиперопеки
Важно не быть чрезмерно защищенным. Пусть ваш ребенок сам решает свои проблемы в школе, с друзьями и с домашними заданиями.
2. Учить обращаться за помощью
Первое правило не означает, что вы должны «оставить ребенка в покое». Если он придет к вам за помощью, помогите ему, а затем снова отпустите. Если вы видите, что происходит что-то, с чем вы не можете справиться сами, вмешайтесь. Но если вы будете делать это постоянно и все контролировать, ваш ребенок не научится отвечать за себя и просить о помощи, когда это необходимо.
Если что-то пошло не так в моем детстве?
По разным оценкам, только у 50-70% современных взрослых в детстве сформировалась здоровая форма привязанности – психологи называют ее «надежной привязанностью». Это связано с тем, что, пройдя все этапы формирования привязанности «по плану», человек затем строит близкие отношения без страха и неуверенности и чувствует себя в них комфортно.
Если программа привязанности между ребенком и его «основным взрослым» сильно нарушена, то привязанность либо вообще не формируется, либо искажается.
Если вы распознали в детстве одно из описанных выше расстройств привязанности, возможно, вы захотите прочитать об этом больше в научно-популярной литературе или проконсультироваться с психологом.
Лучшее, что вы можете сделать для своего ребенка в этом случае, это помочь в первую очередь себе.
Анна Колчугина
Эксперты I-Parent разработали тест для родителей, который поможет вам понять, кем считает вас собственный ребенок — другом, тираном или слугой — и что вам следует изменить в отношениях с ним, чтобы достичь взаимопонимания.

