Упражнения для рук


При работе с младшими школьниками особое внимание следует уделять упражнениям, развивающим мелкую моторику рук. Руки младших школьников только формируются и чрезмерная двигательная активность (непрерывное письмо) для них нежелательна. Письмо осуществляется в основном мелкими мышцами правой руки, которые к началу школьного обучения еще недостаточно развиты. Известно, что формирование руки не завершается до 7 лет. Окостенение костей запястья и фаланг пальцев не завершается до 10-13 лет. Гигиенические исследования подтвердили необходимость ограничения письма в I классе до 7-10 минут (В. М. Зубкова). Установлено также оптимальное время непрерывного письма для детей 1-го класса от 3 минут до 5 минут 20 секунд (Н. Н. Куинджи). В 4 классе непрерывное письмо может занимать 17-20 минут.
1. Птичка
Опция 1
Это упражнение предназначено для развития мышц рук. Дети соединяют большой и средний пальцы, а указательный располагают так, как будто держат ручку. В упражнении работает только рука. Дети двигают руками вверх-вниз, влево-вправо, отвечая на вопросы.
— Маленькая птичка хочет есть?
Жестами вверх и вниз дети говорят: «Да».
— Птица хочет пить?
Движением вверх-вниз дети говорят: «Да».
— Он хочет спать?
Двигая кистью влево и вправо, дети говорят: «Нет».
— Он хочет играть?
Двигая кистью влево и вправо, дети говорят: «Нет».
Вариант 2.
Воспитатель предлагает детям показать курицу, клюющую зерно.
Вариант 3
Это упражнение направлено на развитие свободного движения указательного пальца. Подушечки большого и среднего пальцев прижаты друг к другу. Дети многократно поднимают средний палец. Безымянный палец и розовый палец прижаты к ладони. Воспитатель просит детей показать, как «открывается клюв у птички».
2. Привет
Дети поочередно касаются больших пальцев каждой руки.
Дети поочередно прикасаются большими пальцами одной руки к пальцам другой руки.
3. плюшевый мишка, снежинки, зайчик
Все эти упражнения выполняются одинаково. Дети по очереди нажимают подушечками больших пальцев с разной силой на остальные пальцы.
«Медведь» — с силой.
«Снежинки» — слегка трогательно.
«Зайчик» — вяленый.
4. История леса
Воспитатель рассказывает историю, которая произошла в лесу, а дети показывают ее движениями рук.
— Зайчики выбегают на полянку. Хоп, хоп, хоп, хоп.
Дети совершают судорожные движения, барабанят пальчиками по доске, имитируя кроликов.
— Лиса здесь. Ходит очень тихо и осторожно.
Дети осторожно надавливают кончиками пальцев на стол.
Лисица шла тихо и крадучись. Она заметала следы своим хвостом.
Дети имитируют движения хвоста, покачивая кисточкой вперед-назад.
— Кролики видят ее и несутся вразбежку.
Дети должны всеми пальцами обеих рук имитировать прыжки зайца.
5. Солнце
— Как светит солнце летом?
Дети широко расставляют пальцы, хорошо растягивая мышцы кисти.
— Как светит солнце осенью?
Мышцы рук напряжены, пальцы согнуты пополам.
— Как светит солнце зимой?
Пальцы собраны вместе щипцами.
Каждое упражнение повторяется несколько раз.
6. Мойте руки.
Дети повторяют выученные движения для мытья рук.
7. Волны
Сцепленные пальцы. Попеременно открывая и закрывая руку, дети имитируют движение волны.
8. Ребро, рука, кулак
Дети работают одновременно обеими руками. Положите ладонь, открытую ладонь и кулак попеременно на стол.
9. Семья
Пальцы обеих рук сжаты в кулак. Локти на столе. Начиная с мизинца, дети одновременно разжимают оба кулака, поднимая по одному пальцу.
Этот палец — бабушка.
Этот палец — дедушка.
Этот палец — папа.
Этот палец — мама.
Этот палец — я.
Это вся моя семья.
10. Апельсин
— Мы поделились апельсином.
Дети показывают апельсин – пальцы согнуты наполовину, как будто держат мяч.
— Нас много и только один.
Сначала ладонь открыта, затем пальцы образуют кулак, оставляя прямыми только большие пальцы каждой руки.
— Этот кусочек для ежика,
— Этот патч для быстрых,
— Этот кусок для уток
— Эта штука для котят
— Этот кусок для бобра
Руки сжаты в кулак. Начиная с большого пальца, малыши начинают разжимать кулачки, по одному пальцу на каждую фразу.
— А для волка… шкура.
— Злится на нас — беда!
— Бегите все.
Дети открывают и закрывают руки, сжимая кулак на каждое слово последних двух фраз.
11. мыши
Мыши выходят сразу
Посмотрите, который час.
Дети используют свои пальцы, чтобы имитировать, когда выходят мыши.
Один два три четыре.
Мыши тащат тяжести.
Пальцы сжаты в кулак. Большой палец всегда прижат к руке. Остальные пальцы вытягиваются по очереди для каждого слова. Затем вернитесь в исходное положение. Смоделированное движение — «янки».
Раздается ужасный звон.
Дети прикасаются руками к его голове, слегка встряхивая ее.
Бегите, мыши, вон.
Дети изображают из себя бегающих мышей, водят пальцами по парте.
12. Цепь.
Пальцы снова и снова.
Делаем цепочку.
Дети поочередно прикасаются кончиками пальцев к большим пальцам. Затем на обеих руках сделайте кольцо из указательного и большого пальцев и соедините кольца вместе, чтобы сформировать цепочку.
13. Рождественская елка
Сделать елку,
С мизинцами и большими пальцами вместе.
Поднимите локти вверх,
# Ты раздвигаешь пальцы рук и ног #
d Пальцы вместе в замок d Затем вы поднимаете и опускаете пальцы. Сделать елку.


14. Бинокль.
Сделайте из пальцев овалы.
Воспитатель сообщает детям, что существуют разные виды биноклей. Каждый палец касается подушечки большим пальцем, образуя овал. Дети смотрят в получившийся бинокль.
15. Солнечные зайчики.
Мы разозлились, мы разозлились
Наши пальцы устали.
Ты подпрыгиваешь пальцами,
d Как солнечные зайчики d
♪ хоп, хоп, хоп, хоп, хоп ♪
Вы пришли на луг
d Ветер качает траву d
# Наклоняется влево и вправо #
Не бойтесь ветра, зайчики,
d Веселись на лугу d
К каждому стихотворению дети придумывают жесты, изображающие движения кроликов.
16. Дом.
Раз, два, три, четыре, пять.
Раскройте пальцы кулака один за другим, начиная с большого.
Пальцы идут гулять.
Ритмично расслабьте все пальцы вместе.
Раз, два, три, четыре, пять.
Поочередно сжимайте широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца.
Снова спрятался дома.
Вернитесь в исходное положение.
17. Замок.
На двери есть замок.
Кто может открыть его?
Быстро просуньте пальцы в молнию.
Вытащить …
Пальцы сцеплены в замок, дети тянут руки в разные стороны.
Причудливый …
Делайте волнообразные движения руками.
Стук …
Пальцы сцеплены, дети хлопают в ладоши.
И открывай!
Пальцы разблокированы.
18. Засолка капусты
Нашинкуйте капусту.
Руками дети показывают, как они шинкуют капусту.
Натереть капусту.
Кулачком правой руки дети растирают раскрытую ладонь левой руки.
Солим капусту.
Движение пальцев имитирует рассыпание соли.
Отжимаем капусту.
Дети сжимают пальцы обеих рук в кулаки.
19. Делаем снежинки.
Дети показывают, как они вырезают снежинки и бросают их в цель.
20. Улыбнись
Твои пальцы проснулись
Твои губы все улыбаются.
Даже пальцы в танце.
И здесь нечего скрывать
Каждый палец
Может станцевать танец
Дети показывают движения, соответствующие отдельным линиям.
21. Волшебные пальцы
это мои помощники
Поверните их, как вам нравится.
Раз, два, три, четыре, пять.
Они не могут сидеть на месте.
# Они стучат и крутятся и крутятся
И работать не хотят.
Дети массируют каждый палец руки, которой они пишут, произнося слова.
Этот палец хочет спать.
Этот палец прыгнул в постель.
Следующий для сна.
Этот палец заснул.
А последний уже давно спит.
Кто еще шумит?
Тогда каждая строка соответствует ходу, о котором идет речь.
Тише, тише, не шуми.
Не будите пальцы ног.
Наступит светлое утро,
Красное солнце взойдет.
Птицы будут петь
d Пальцы будут просыпаться d
Просыпайтесь дети!
Время для школы!
22. Привет, палец
По мере произнесения каждого стихотворения дети массируют палец пишущей руки, сжимая его в кулак.
Мизинец, где ты был?
Он пошел в лес с этим братом.
Ты варил щи с этим братишкой.
Я ел кашу с этим братом.
Он пел песни с этим братом.
Тот мизинец ушел в лес.
Этот палец нашел гриб.
Этот палец очистил его.
Этот палец испек его сам.
Этот мизинец съел все сам
Вот почему он стал толстым.
23. Шьем.
Воспитатель читает стихотворение, а дети показывают, что умеют делать пальчики.
Пальцевая нить.
Настоящий недостаток
Но два пальца
d платье, чтобы сделать … d
d Три в нашей тетради d
Запишите в нашу тетрадь.
Десять раз поле вспахать,
Стройте города.
24. Ручки
Где здесь руки? Вон там.
Дети показывают открытые ладони.
Есть ли пруд среди пальм? Соединение.
Они хлопают в ладоши. Затем для каждой строчки стихотворения массируйте каждый палец.
Большой палец — молодой гусь.
Указательный палец — пойман.
Средний палец – зажат.
Этот палец — он топил печку.
d Суп, приготовленный руками d
Гусь влетел прямо мне в рот. Здесь.
25. Деревья
Дети изображают деревья, подняв руки вверх. Первые «листья падают» — пальцы вниз. Затем «веточки» — руки, «ветки» — предплечья; «спящие деревья» — руки вниз.
26. Кулаки.
Дети сжимают пальцы в крепкий кулак. Сосчитать до десяти. Слегка поднимайте и опускайте руку в расслабленном состоянии.
Руки на колени
Сжатые кулаки
Кулаки сжаты в напряжении
Пальцы сжаты
Кулаки упали.
Пальцы раскрыты.
Использованная литература: С.А. Исаева, «Минимум по физическому воспитанию в начальной школе», Ирис Пресс, М. : 2003

