Стили взаимоотношений в семье

Система воспитания складывается индивидуально в каждой семье в зависимости от протекающих в ней жизненных процессов. Он включает в себя постановку задач, осознание основных целей обучения и обдуманное использование приемов и методов. Совместная семейная ячейка может не признаваться родителями как полноценная образовательная система, но все же может быть эффективной.

Витрина летних платьев больших размеров за 147 руб
6 часов назад
120 на 80? Высокое давление опаснее курения и алкоголя
6 часов назад

Тактики воспитания

Среди тактик семейного воспитания можно выделить четыре (в зависимости от типа взаимоотношений в семье):

  • диктаторская тактика;
  • тактика задержания;
  • Тактика невмешательства;
  • Тактика сотрудничества.

Диктаторская тактика означает, что некоторые члены семьи систематически подавляют инициативу и достоинство других членов семьи. Безусловно, установление определенных требований к ребенку является важным элементом воспитания, но делать это нужно в рамках целей, согласно нравственным нормам и в зависимости от конкретной ситуации, а не только по прихоти родителей. Не следует применять насилие и приказы в общении с детьми: это порождает взаимную грубость и лицемерие, фальшь и ненависть. Родители могут прилагать значительные усилия для преодоления сопротивления, но в этом случае серьезно страдают ценные качества личности ребенка: его уверенность, чувство собственного достоинства, самостоятельность и инициативность. Излишняя авторитарность, игнорирование интересов ребенка, лишение его права голоса по существенным вопросам может вызвать серьезные проблемы в личностном развитии.

Заботливая тактика также является очень спорным выбором. Если родители стремятся удовлетворить все потребности ребенка, ограждая его от трудностей и забот, беря на себя их ответственность, основные цели воспитания не могут быть достигнуты. Вместо того, чтобы активно помогать формировать их личность, он сосредотачивается на самоуспокоенности. Такие дети не приспособлены к жизни в коллективе, не готовы к реальному миру и реальным трудностям. По мере вступления в половую зрелость они начинают испытывать еще большие трудности, пытаясь протестовать против родительских установок. Различные формы опеки, по сути, противоположны диктатуре, но их негативное влияние на воспитание не меньше. Результат обеих тактик более или менее одинаков: ребенок без инициативы, оторванный от общества и семьи.

Если взрослые в семье пытаются существовать независимо от детей, можно говорить о тактике невмешательства. Миры взрослого и ребенка в этом случае почти не совпадают. Такую позицию родителя часто занимают пассивные люди.

Сотрудничество – самая эффективная воспитательная тактика. Он подчиняет межличностные отношения общей деятельности, ставит общие цели и задачи, что позволяет ребенку преодолевать эгоистичные стремления ребенка. Если семейные отношения строятся на сотрудничестве, семья становится высокоуровневой группой — коллективом.

Основные стили воспитания в семье

Стили семейных отношений основаны на тактике, описанной выше. Они очень важны для формирования самооценки ребенка.

В семье существует три основных стиля взаимоотношений:

10 часов назад
Cанацин – 2 капсулы в день очистят от паразитов раз и навсегда!
7 часов назад

  • демократичный;
  • авторитарный;
  • либеральный.

Основные стили воспитания в семье

При демократическом воспитании царит гармония в семье и учитываются интересы ребенка. Родители также стараются стимулировать самостоятельность и дисциплину своих детей. Ребенок может самостоятельно принимать решения в различных сферах жизни, при этом родители требуют от него выполнения своих обязанностей, не лишая его прав. В демократичных семьях тоже есть контроль, но он основан на разумной заботе и теплых чувствах.

Если родители выбирают репрессивный (авторитарный) стиль, они стремятся навязать ребенку свое мнение и подавить его желания. Они хотят беспрекословного подчинения. Причины запретов и указаний объясняются редко или не объясняются вовсе. Авторитарный тип семьи характеризуется контролем всех сфер жизни детей, часто ненадлежащим образом. В результате дети становятся замкнутыми и даже не пытаются доверять взрослым, постепенно теряя самостоятельность и уверенность в себе. Многие дети приспосабливаются к ситуации, даже не пытаясь с ней бороться, а другие открыто конфронтируют. В обоих случаях дети не доверяют взрослым, имеют проблемы в общении со сверстниками и часто сами прибегают к насилию, хотя их потребность в любви не удовлетворяется.

Особенности формирования самооценки ребенка

Чтобы воспитать ребенка с адекватным представлением о себе, ему следует уделять много времени. Адекватная самооценка формируется, когда детей оценивают положительно, но не чрезмерно по отношению к сверстникам. Им не чуждо поощрение, но они получают его не только в виде подарков. Если ребенком пренебрегают, но он требует беспрекословного послушания, его отрицательно оценивают при посторонних, выговаривают и наказывают публично, у него разовьется низкая самооценка.

Семейное окружение влияет на правильное поведение ребенка. Адекватное поведение часто связано с адекватной самооценкой. Если в семье цензура и завышенные требования, ребенок будет иметь о себе низкое мнение, так как чувствует, что не соответствует ожиданиям родителей. Если ребенка постоянно хвалят, а его достижения стимулируют деньгами и подарками, его самооценка неадекватно завышена. В таких семьях слишком мягкая система требований. Чтобы помочь ребенку построить адекватный образ семьи, система наказания и похвалы должна быть сбалансирована. Нежелательны частые похвалы и восхищение ребенка, не следует регулярно дарить подарки за достижения, применять суровые наказания. Чтобы самооценка была высокой, но не завышенной, родители должны внимательно относиться к личности своего ребенка и быть адекватно требовательными, не применяя унизительных наказаний, но и не гнушаясь похвалы, когда она действительно заслужена.

Заниженная самооценка чаще развивается у детей в семьях, где у них много свободы, на грани неуправляемости, а родители безразличны к ним и друг к другу. Семейные отношения задают исходный уровень притязаний: если этот уровень высок, ребенок ожидает только успехов, если нет, то пессимистично планирует будущее, не ставит перед собой высоких целей и постоянно сомневается в себе. Отношения также могут привести к беспокойству: если родители слишком заботятся об обучении своего ребенка, ребенок постоянно боится сделать что-то не так. Точно такого же эффекта можно добиться, когда к детям предъявляются чрезмерные, нереальные требования. Неудачи могут увековечивать себя, порождая новые неудачи, потому что ребенок боится проявлять инициативу.

Если в семье нездоровые отношения, дети могут стать трудными, требуя от других внимания, которого им не уделяют родители. При общении с ребенком избегайте поучений и поучений, не упрекайте его слишком эмоционально, иногда игнорируйте мелкие проступки, но всегда наказывайте за более крупные. В то время как боязливый ребенок страдает от постоянного неодобрения взрослых, демонстративный ребенок страдает от недостатка похвалы. Эти черты часто сочетаются друг с другом, вызывая у детей «убегание от действительности»: когда потребность во внимании велика, но не может быть удовлетворена из-за сильного беспокойства. Такие дети стараются не привлекать к себе внимания, опасаясь неодобрения, и стараются безоговорочно выполнять указания взрослых. Поэтому очень важно побуждать их к активности и поиску общих путей творческой самореализации, чтобы добиться относительно легкой корректировки развития.

10 часов назад
Канадская технология выращивания грибов в домашних условиях! Оплата при получении на почте!
9 часов назад

Читайте также