

Методика «Исключение неподходящей картинки»
ВАРИАНТ 1.
ОПЦИЯ 1.
Источник: Забрамная С. Д. От диагноза к развитию. — / Материалы для психолого-педагогического исследования детей в детских садах М.: Новая школа, 1998 — 144 с.
Научно-исследовательские цели
Исследуется аналитико-синтетическая деятельность в объектах, воспринимаемых зрительно (первый и второй вариант) и на основе мысленного представления (третий вариант). Умение делать обобщения. Логическое мышление и сосредоточенность. Ясность восприятия. Использование справки.
Оборудование
Три рисунка разной сложности.
На рисунке три квадрата (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), каждый из них имеет четыре фигуры, одна из которых не подходит ни по одному признаку (размеру, цвету, форме). Предложение адресовано детям от 5 лет.
На рисунке (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) три квадрата, в каждом по четыре предмета, три из одной жанровой группы, четвертый из другой жанровой группы. Предложение адресовано детям от 6 лет.
На рисунке три квадрата (ПРИЛОЖЕНИЕ 3), в каждом по четыре слова-понятия, одно из которых не совпадает. Предложение адресовано детям от 7 лет.
Процедура
ПРИЛОЖЕНИЕ 1, 2, 3 предлагаются друг за другом.
Для ПРИЛОЖЕНИЯ 1 инструкция такая: «Скажи мне, что не так?
При работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ 2 сначала попросите их сказать, что нарисовано, затем спросите: «Что не так? Помогите:» Три вещи (картинки) одинаковые и одна не совпадает. Который?».
При работе с EXTRA 3 исследователь читает только слова, а затем просит ребенка назвать слово, не совпадающее с остальными. Если ответ правильный, их просят объяснить свой выбор.
Анализ результатов
Дети с правильным интеллектуальным развитием понимают цель задания и самостоятельно указывают на признак, отличающий данную фигуру от других. Они дают словесное обоснование принципа подбора фигур. При работе с картинками они также могут самообобщаться и оправдывать выбор неподходящей картинки. Иногда требуется второе чтение при подчеркивании понятийных слов. Наводящих вопросов достаточно для правильного выполнения задания. Имейте в виду, что уровень развития обобщения в этом возрасте варьируется от ребенка к ребенку. Одни дети сразу выделяют существенные признаки, другие отмечают случайные признаки. Это свидетельствует об отсутствии высших уровней обобщения. Однако у детей с нормальным психическим развитием случаев неадекватного выполнения этого задания не зарегистрировано.
Умственно отсталые дети не понимают инструкции и не выполняют задание самостоятельно. В 6 или 7 лет они визуально различают размер и цвет, но с трудом обобщают словесно, даже когда руководствуются вопросами. Задача (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) недоступна для них в этом возрасте.
Умственно отсталые дети понимают инструкции и выполняют задания (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Задача (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) создания родовых групп и обоснования их существования трудна. Организационная помощь эффективна. Работа со словесно-понятийной идентификацией (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) осуществляется посредством наводящих вопросов, многократного чтения, пояснений. Детям трудно объяснить принцип извлечения. У них наибольшие трудности со словесным оправданием.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
ВАРИАНТ 2.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Источник: Немов Р.С.С. «Психология в трех томах. — Москва: ВЛАДОС, 1995. — Т. 3, с. 148.
Эта методика предназначена для детей в возрасте от 4 до 5 лет и дублирует предыдущую методику для детей этого возраста. Она направлена на изучение процессов образно-логического мышления ребенка и мыслительных операций анализа и обобщения. В этой методике детям предъявляется серия изображений (ПРИЛОЖЕНИЕ 4) различных предметов, сопровождаемая следующей инструкцией:
«На каждой из этих картинок один из четырех изображенных предметов лишний. Посмотрите внимательно на картинки и определите, какой элемент лишний и почему.
У вас есть 3 минуты, чтобы решить задачу.
Оценка результатов
10 баллов — ребенок решает задачу менее чем за 1 минуту, называя лишние предметы на всех картинках и правильно объясняя, почему они лишние.
8-9 баллов — ребенок правильно решил задачу в течение 1-1,5 минут.
6-7 баллов — ребенок решил задачу за 1,5-2,0 минуты.
4-5 баллов — ребенок решил задачу за 2,0-2,5 минуты.
2-3 балла — ребенок решил задачу за 2,5-3 минуты.


0-1 балл — ребенок не смог решить задачу в течение 3 минут.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий
8-9 баллов — высокий
4-7 баллов — среднее
2-3 балла — низкий
0 — 1 балл — очень низкий
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 А.
ВАРИАНТ 3.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Б. Дополнительный материал к проекту «Каковы шансы?
Источник: Альманах психологических тестов — М.: КСП, 1996 — 400 с.
Для проведения исследования потребуются формы для методики «Исключение превосходящих ценностей», которая позволяет оценить способность кандидата к обобщению и выделению существенных признаков. Техника заключается в том, что в каждой серии по 4 слова. (Предлагается два варианта). Экспериментатор должен иметь секундомер и протокол регистрации ответов.
Материал:
Форма с печатным рядом из четырех-пяти слов.
Инструкции и процедура:
Респонденту показывают бланк и говорят: «В каждой строке пять (четыре) слова, четыре (три) из которых можно объединить в одну группу и дать им название, и одно слово не принадлежит к этой группе. должны быть найдены и устранены».
Пустое место для словесного варианта
1 ВАРИАНТ.
1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.
2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.
3. туфли, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.
4. Молоток, щипцы, пила, гвоздь, топор.
5. Сладкий, острый, кислый, горький, соленый.
6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.
8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.
10. Тернер, учитель, врач, книга, космонавт.
11. Глубокий, высокий, легкий, низкий, мелкий.
12. Дом, мечта, машина, корова, дерево.
13. Скоро, быстро, постепенно, торопясь, не торопясь.
14. Неудача, волнение, неудача, неудача, падение.
15. Ненавидеть, презирать, возмущаться, не любить, понимать.
16. Успех, неудача, удача, победа, мир.
17. Мужественный, отважный, решительный, лихой, мужественный.
18. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.
19. Ограбление, кража, землетрясение, поджог, грабеж.
20. Карандаш, перо, переиздание перо, маркер, тушь;
2 ВАРИАНТ.
1) книга, портфель, чемодан, сумочка;
2) плита, керосинка, свеча, электрическая плита;
3) часы, очки, весы, термометр;
4) лодка, тачка, мотоцикл, велосипед;
5) самолет, гвоздь, пчела, веер;
6) бабочка, штангенциркуль, весы, ножницы;
7) дерево, полка, метла, вилка;
8) дедушка, учитель, отец, мать;
9) иней, пыль, дождь, роса;
10) вода, ветер, уголь, трава;
11) яблоко, книга, пальто, роза;
12) молоко, сливки, сыр, хлеб;
13) береза, сосна, черника, дуб;
14) минута, секунда, час, вечер;

