В каждой семье объективно вырабатывается определенная система воспитания, не всегда понятная членам семьи. Это означает как понимание целей воспитания и формулирование его предпосылок, так и более или менее осознанное использование методов и приемов воспитания. Можно выделить 4 наиболее распространенных метода воспитания в семье и соответствующие им 4 типа семейных отношений: диктатура, покровительство, невмешательство и сотрудничество.


Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одним членом семьи (обычно взрослым) инициативы и чувства собственного достоинства других членов семьи. Конечно, родители могут и должны предъявлять к своим детям требования, исходя из воспитательных целей, нравственных норм и конкретных ситуаций, в которых должны приниматься педагогически и нравственно обоснованные решения. Однако те из них, кто предпочитает приказы и насилие всем формам воздействия, кто хочет утвердить свое превосходство на чувстве зависимости другого, более слабого существа, встречают сопротивление ребенка, который на давление, принуждение, угрозы отвечает свои средства защиты: лицемерие, обман, выходки, грубость, а иногда и откровенную ненависть. Но даже если сопротивление сломлено, вместе с ним ломаются и многие ценные личностные качества: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, уверенность в себе и своих силах. Авторитаризм родителей, игнорирование интересов и мнения ребенка, подавление, принуждение, а в отношении детей иногда даже эмоциональное или физическое насилие над ними, запугивание, систематическое лишение их права голоса в вопросах, касающихся их, — все это гарантирует серьезные неудачи в формировании личности.
Забота в семье – это система взаимоотношений, при которой родители, заботясь об удовлетворении всех потребностей ребенка, ограждают его от всех забот, хлопот и трудностей, взяв их на себя. Именно такие дети оказываются непригодными для жизни в коллективе; дети лишены самостоятельности, инициативы и несколько отстранены от решения общих семейных проблем.
Система межличностных отношений в семье, в основе которой лежит признание возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может быть порождена тактикой «невмешательства». Чаще эти типы отношений основаны на пассивности родителей как воспитателей, а иногда и на их эмоциональной холодности, равнодушии, неумении и нежелании учиться быть родителями.
Сотрудничество как вид отношений в семье предполагает, что межличностные отношения в семье опосредованы общими целями и задачами совместной деятельности, ее организованностью и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Такая семья становится группой с высоким уровнем развития — коллективом.
2. Классификация стилей воспитания
Большое значение в формировании самооценки имеют стиль семейного воспитания и семейные ценности. Психологи выделяют 3 стиля семейного воспитания: демократический, авторитарный и разрешительный.
Демократические родители ценят как независимость, так и дисциплину в поведении своего ребенка. Сами они предоставляют ему право на самостоятельность в определенных сферах жизни, не нарушая его прав, и в то же время требуют выполнения обязанностей.
Авторитарные родители требуют от ребенка абсолютного послушания и не считают себя обязанными объяснять причины своих команд и запретов. Они строго контролируют все сферы жизни, причем могут делать это не совсем правильно. Дети в таких семьях обычно замкнуты, у них нарушена коммуникация с родителями. Еще более тяжелый случай – равнодушные родители, злоупотребляющие алкоголем. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.
Сочетание равнодушного родительского отношения с отсутствием контроля также является невыгодным вариантом семейных отношений. Детям позволено делать то, что они хотят, никого не интересует то, что они делают. Поведение становится неконтролируемым.
Чрезмерная защита — чрезмерный контроль над ребенком на всей его жизни, основанный на близком эмоциональном контакте, приводит к пассивности, отсутствию независимости, трудностям в общении со сверстниками.
«Как легко поговорить со всеми».


Вы когда -нибудь присоединились к иностранной компании и не знали, с чего начать разговор? Вы хотели знать противоположный пол, но вы не знали, о чем говорить? Слова застряли в вашем горле, а руки потели от волнения? Разговор является ключом ко всему, что вы хотите достичь в жизни.
3. Влияние типа воспитания на поведение ребенка, формирование его личностных особенностей
Поведение ребенка, как правильное, так и ненадлежащее, зависит от воспитания семьи.
Дети с низким уровнем самооценки недовольны. Это происходит в семье, где родители постоянно упрекают ребенка или ставят чрезмерные цели. Ребенок чувствует, что он неадекватен по требованиям родителей. Неадекватность также может проявляться высокой самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и дары даются для мелочей и достижений. Ребенок очень редко наказан, а система требований очень мягкая.
Гибкая система штрафов и похвала необходимы для развития правильной производительности. Восхищение и хвала с ребенком избегает. Редко подарки даются для поступков. Чрезвычайно острые штрафы не используются. В семьях, где дети растут с высокой, но не преувеличенной самооценкой, обращение внимания на личность ребенка сочетается с достаточными требованиями.
Тревога может стать особенностью личности ребенка. Высокая тревога увековечена с постоянной неудовлетворенностью родителей. Тревога и связанная с ними низкая самооценка могут привести к снижению обучения и неспособности консолидироваться. Сомнение приводит ко многим другим особенностям: желание бездумно следовать за взрослыми, действия только в соответствии с закономерностями и шаблонами, страх принять инициативу, формальное приобретение знаний и способов действий.
Второй вариант — демонстрация — личность, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании других. Его источником чаще всего является отсутствие внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя пренебрегаемыми и нелюбимыми в семье. Иногда, однако, ребенок получает достаточно внимания, но он не удовлетворен из -за преувеличенной потребности в эмоциональном контакте. Это не пренебрегают дети, которые ставят чрезмерные требования для взрослых, а самые избалованные. Такой ребенок будет искать внимание, даже нарушая правила поведения.
Третий вариант — «побег от реальности». Это наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстрация связана со страхом. Эти дети также имеют сильную потребность в внимании, но они не могут осознать это из -за беспокойства. Они не очень умны, они боятся неодобрения своего поведения, пытаются удовлетворить требования взрослых. Неудовлетворенная потребность в внимании приводит к еще большей пассивности и незаметной, что препятствует неадекватным контактам.
Статья подготовлена на основе книги Suomi IP «Основы воспитания в семье» дидактического учебника. — Chelyabińsk: не государственное образовательное учреждение «Челабиньский гуманитарный институт», 2007.
Вы — агрессивный, амбициозный, аналитический, настойчивый, спортивный, конкурентный, решающий, доминирующая, сильная воля, независимая, индивидуалистическая, независимая и рискованная? Если так, то вы довольно «мужчина».
Родители знают, что плач для новорожденных является основным способом общения. Но все еще кажется — что -то срочное должно быть «фиксированным». Когда он немного вырастет, взрослые ожидают, что сейчас он будет лучше справляться с эмоциями. Не является. Как правильно отреагировать и как успокоить ребенка?

